Popular Posts

Sunday, September 10, 2017

Picasso: Encounters. The Clark

В конце августа в замечательном Clark Art Institute закрылась выставка "Picasso: Encounters". Для меня, считающего, что 20-й век в живописи был веком Пикассо (как 17-й - веком Рембрандта), эта выставка добавила новые штрихи к пониманию художника. Она оказалась очень интимной, потому что Встречи - это встречи с его главными женщинами, и на рисунках, гравюрах и линогравюрах мы видим его отношения с ними. А что непонятно - объясняют лаконичные но очень содержательные комментарии на стенах.
Вот гравюра, перед которой я стоял долго, потом Марина мне долго объясняла, но вопросы оставались, потом служитель просил отойти подальше и вообще поменять ручку на карандаш. В итоге, опуская неясные детали, стало ясно, о чем пишет комментарий: Ольга, его первая жена, - это лошадь, Волтерс, встреченная им на улице девочка, - пикадор, а ревущий бык - сам Пикассо. И по мере того, как хаос линий прояснялся, хаос жизни художника (Волтерс была невидимой тенью семьи Пикассо на протяжении 7 лет) становился яснее, и то, что раньше казалось донжуанством, легкой влюбленностью, превратилось в тяжелую мучительную (особенно для быка!) корриду.
Еще одна загадочная работа - минотавр и девочка со свечой и букетом. Там есть еще мужчины и женщины. Нo комментарий говорит, и я ему верю, что Пикассо - минотавр, причем слепой, a девочка - Волтерс, и она - его поводырь. Oпять, стали понятнее чувства 53-летнего художника, благодарного своей 25-летней возлюбленной.
И так эта выставка открывала мне что-то в Пикассо то одной работой, то другой.
Наконец, вот гравюра, которая произвела сильное впечатление.
Вот он стоит, маленький, лысенький, а вокруг - красавцы и красавицы, быки и лошади, им созданные. Придуманные или реальные, они все равно были созданы им, и без него жизнь казалась им бессмысленной. Его улыбка говорит, что он это хорошо понимал.
Комментария к этой работе не было.

1 comment:

Lena said...

Внучка Ольги Марина знаменита своей нелюбовью к прославленному дедушке.Она получила все его наследство и продает его не задумываясь, тратя деньги на благотворительность. Пикассо не заботился о сыне и внуках, и сейчас его деньги идут на заботу о чужих детях. Образ Минотавра Пикассо подходит к нему, Марина говорит о нем как о чудовище, пожирателе своих женщин и детей.